Вильнюс

26-29 июля 2013 года

Как и все хорошие вещи в жизни, это событие также началось совершенно спонтанно. От Шамы мы с Таней узнали о том, что только в один день, 11 апреля, до 23:59, можно взять билеты на самолет из Киева в Вильнюс (и обратно) по очень низкой цене — всего 200$ на двоих туда и обратно (и с еще одним условием — берешь в апреле, но не раньше, чем на июль).

Не сильно долго думая мы заказали билеты на конец июля, порадовались будущему путешествию и предались ежедневным заботам. Примерно через месяц мы заказали отель через Booking.com, а еще через месяц взяли билеты на автобус из Одессы до киевского аэропорта Борисполь. Отмечу, что Литва входит не только в Евросоюз но и в Шенгенскую зону, так что для поездки туда нужно оформлять полноценную визу.

Автобус был нашей главной ошибкой. Мы выехали из Одессы в 23:50 четверга (после почти полной рабочей недели), особо не спали, протусили почти три часа в Борисполе, еще полтора часа в самолете — и вот, около 12 часов дня пятницы, прибыли в столицу Литвы сонные, уставшие и голодные.

Пробыв в городе меньше часа, мы добрались до центра и остановились в первой попавшейся кафешке. Ожидая, пока нам принесут заказ, встретили проезжавшего мимо нас на сегвее мэра Вильнюса. Может для кого-то встретить мэра вот так, без охраны и черного джипа — нормально, но я, прожив в Одессе 28 лет, мэра видел только по телевизору. Так что господин мэр стал нашим первым ярким впечатлением этой поездки.

⌘⌘⌘

Вильнюс похож на Львов, который приняли в Евросоюз. Повсюду видны остатки советского прошлого (как не удивительно, даже больше, чем в Одессе), окраины города больше похожи на Николаев, чем на столицу европейского государства, многие дома обшарпаны, где-то разбиты окна... Но при этом, практически везде — отличные многополосные дороги, аккуратный транспорт, ходящий строго по расписанию, дорожки для велосипедистов, отличные бесплатные карты города и достопримечательностей а также множество разных маленьких приятных штук, вроде вязанного свитера на фонарном столбе. Как говорил классик — город контрастов!

Еще одно странное впечатление от города — в нем слишком мало людей и машин. Стоит уйти на пару кварталов в сторону от туристических маршрутов — и всё, прохожий — настоящая редкость. В понедельник утром самой большой пробкой на дороге был автомобиль, стоящий на светофоре.

Мы специально отказались от завтраков в отеле, чтобы каждый день бывать в разных заведениях, сравнивая кухню и вкусы пива. Но нам пришлось нарушить план после того, как мы побывали в заведении под названием Zoe’s. Буквально на следующий день мы снова вернулись туда — так вкусно там готовят. А вообще в Вильнюсе какой-то бум пиццерий, они на каждом углу, иногда просто рядом друг с другом. Про вкус пиццы сказать нечего — мы туда не ходили.

Из достопримечательностей можно отметить башню Гедеминаса на холме и собор (архикафедра) святых Станислава и Владислава с кафедральной площадью под ней. Шама предупредила нас, чтобы мы не повторяли ее ошибку и поднялись на холм на лифте, но, к сожалению, лифт ходит только до 19:00, а мы полезли на холм чуть позже. С холма открывается отличный вид на весь центр города. Оттуда мы наметили себе еще несколько мест для путешествия.

⌘⌘⌘

Мы встретили последствия гей-парада, посмотрели на костелы святой Анны (небольшой, но симпатичный образчик готической архитектуры) и Бернардинцев, прошли вдоль и поперек по улицам Pilies, Stiklių, Aušros Vartų и Didžioji — главным туристическим улицам старого города, удивленно смотрели на президентский дворец, который лишен пафоса чуть более, чем полностью, несколько раз обошли уютную ратушную площадь и были в Ужуписе.

Про Ужупис (Užupis), что по-русски значит «Заречье», хочется рассказать отдельно. Ну, во-первых, наш знакомый мэр Вильнюса живет именно тут. Хотя нет, во-первых нужно сказать, что Ужупис — самопровозглашенная республика художников, скульпторов и поэтов, имеющая свой гимн, конституцию, президента, армию, шерифа, епископа, два костела, кладбище, семь мостов и стоящего на центральной площади стража — ангела Ужуписа. Короче говоря, это маленькое государство в государстве. Сейчас в Ужуписе — самые дорогие квартиры во всем Вильнюсе (а значит и во всей стране). Ужупис — гремучая смесь из десятков впечатлений. Представьте себе рисунки на стенах, знаки, скульптуры, стоящие в случайных местах, висящие в проходах или вылезающие из стен домов, смешайте это с полуразрушенной одноэтажной архитектурой и потрескавшимся асфальтом постсоветского города где-то в степях Украины и залейте сверху аккуратной тротуарной плиткой, шикарной отделкой, двухметровыми окнами и черным джипами Porsche Cayenne дорогого европейского поселка, и тогда у вас будет поверхностное представление об Ужуписе.

Еще мы были на телебашне. Высотой она в 325,5 метров, но лифт поднимает посетителей только до кафе, что на 165-метровой высоте. Внутри это кафе ностальгически напоминает интерьер вагона-ресторана, но у него есть одна интересная особенность — пол в кафе вращается, делая полный оборот за 55 минут и давая возможность людям, сидящим за столиком, посмотреть из окон во все стороны. Но я бы не рекомендовал тратить деньги (стоимость входа — почти 10$) и время на телебашню, ведь находится она довольно далеко от центра и все, что вы с нее увидите — местный спальный район.

⌘⌘⌘

Также нужно упомянуть об отличном туристическом сайте Вильнюса. Здесь ссылки на путеводители, а здесь — на различные полезные приложения для вашего смартфона (а я бы посоветовал сразу поставить приложение City Maps 2Go, благо оно сейчас доступно для бесплатного скачивания и является удобнейшей оффлайн-картой для почти любого города).

И, подводя окончательный итог, скажу, что поездка выдалась отличная. По нашим субъективным ощущениям, три дня в Вильнюсе — ровно столько, сколько нужно. Вильнюс не вызвал щемящего чувства любви, как Дрезден и Прага, ему не достает суровой безразличности и монументальности Берлина и Варшавы. Но в Вильнюсе есть ненавязчивый уют маленьких европейских городов, ему нужно только избавиться от вросшего в кости советского прошлого.

Наверное, я многое упустил, и вот прямо сейчас вспоминаю моменты (например про оригинальные расписания на автобусных остановках — смотрите последнюю фотку, или про то, что все без проблем говорят по-русски, или про статую зомби), о которых хотел написать, но не написал, но рассказ и так уже получился слишком большим =) И кстати, у Шамы можно прочитать про её, совсем другой Вильнюс.